Недавно всемирно известная исследовательская компания Gartner, аналитические отчеты которой регулярно появляются в таких изданиях как Financial Times, The Wall Street Journal, The New York Times, Der Spiegel, The Register и ZDNet, опубликовала доклад под названием «The Hype Cycle for Emerging Technologies» суть которого сводится к изучению технологий, которые в ближайшие 5-10 лет станут основными драйверами роста и развития digital рынка.
В ходе исследования было выделено три ключевых направления: искусственный интеллект (AI), эффект погружения и цифровые платформы. Каждая из трех технологий открывает перед бизнесом широкий круг новых возможностей, в том числе перспективу интеграции компаний с принципиально новыми бизнес-экосистемами.
Рассмотрим каждую технологию подробнее:
Повсеместное применение искусственного интеллекта
Искусственный интеллект (AI) проникнет во все сферы жизни современного человека за счет заоблачных вычислительных мощностей, практически бесконечных объемов данных и беспрецедентных достижений в области разработки и внедрения нейронных сетей, которые в будущем позволят организациям, использующих в своей работе AI, использовать его потенциал и доступные данные для быстрой адаптации к новым ситуациям и решению проблем, с которыми никто не сталкивался ранее.
Аналитики Gartner считают, что самыми перспективными направлениями в этой области являются:
- Artificial General Intelligence / сильный искусственный интеллект (теория сильного ИИ предполагает, что компьютеры могут получить способность мыслить и осознавать себя, хотя и не обязательно их мыслительный процесс будет подобен человеческому. Теория слабого ИИ такую возможность отвергает);
- Deep learning / глубинное обучение (фактически, глубинное обучение это просто более удобное название для искусственных нейросетей. «Глубинное» в этом словосочетании обозначает степень сложности (глубины) нейросети, которая зачастую может быть весьма поверхностной. Наибольшее применение технология находит в таких областях, как компьютерное зрение, распознавание речи, обработка естественного языка, аудиораспознавание, биоинформатика);
- Autonomous Vehicles / беспилотные автомобили (ключевые проекты в данной сфере это: электроавтомобили Bolt от Uber, проект британской Delphi Automotive, беспилотный автомобиль Google, проект полуавтономных дорожных поездов от Volvo, проект ПАО "КАМАЗ" и компании Cognitive Technologies - C-Pilot);
- Cognitive computing / когнитивные вычисления (основная задача когнитивных технологий — дать человеку возможность работать с неструктурированными данными удобным ему способом. Технология нашла применение в таких сферах, как банки, материаловедение, оптимизация бизнеса, управление инфраструктурой городов, оценка состояния окружающей среды, исследования в различных областях науки и в медицине);
- Commercial UAVs / коммерческие дроны (эта технология ближе всех к обывателям, ведь уже сейчас гражданские БПЛА - хобби для миллионов людей по всему миру. Коммерческое применение данной технологии подразумевает использование дронов для куръерской доставки, поиска пропавших людей, охраны, разведки местности и пр.)
- Conversational User Interfaces / интеллектуальный интерфейс пользователя (речь идет об интерфейсах, обеспечивающих взаимодействие пользователя с системой на естественном языке. Говоря простыми словами – вы говорите или переписываетесь с ИИ так, как если бы вы общались с коллегой или другом в чате или скайпе);
- Enterprise Taxonomy and Ontology Management / управление таксономией и онтологией предприятий (данная технология подразумевает интеллектуальное структурирование и управление корпоративным контентом с помощью ИИ).
Эффект погружения
В данное понятие специалисты Gartner умещают целый ряд технологий, которые позволят внести ясность в отношения между людьми, бизнесом и вещами. Что бы не подразумевали под этими словами сотрудники компании, но перечисленные технологии действительно выглядят очень многообещающе:
- 4D Printing / 4D печать (в данном случае под четвертым измерением подразумевается возможность печати не просто трехмерных объектов, а трехмерных объектов, способных со временем менять форму. Например, складывающиеся, сужающиеся или растягивающиеся детали под воздействием тепла, света или жидкости. Принятие во внимание дополнительного фактора – времени (кроме длины, ширины, высоты) послужило основанием назвать технологию 4D печатью);
- Augmented Reality / дополненная реальность (это среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств — планшетов, смартфонов и инновационных гаджетов вроде Google Glass, а также программного обеспечения к ним);
- Computer-Brain Interface / прямой нейронный интерфейс (это, в широком смысле, устройство для обмена информацией между мозгом и внешним устройством);
- Human Augmentation / аугментация человека (эта технология направлена на улучшение человеческого тела с использованием технических, либо генных технологий. Сегодня аугментации достаточно распространены: к ним относятся пластические операции, установка киберпротезов, электрокардиостимуляторов, искусственных органов и пр. К перспективным технологиям в данной области относят генотерапию, наномедицину, нейрокомпьютерные интерфейсы, технологии загрузки сознания и многие другие);
- Virtual Reality / виртуальная реальность (технология, позволяющая создавать техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание, обоняние. Именно 2016-2017 годы стали «прорывными» для этой технологии, так как именно тогда технологии виртуальной реальности вышли на масс-маркет. Сегодня рядовому пользователю по относительно небольшой цене доступны шлемы виртуальной реальности, которые по качеству исполнения и степени погружения в виртуальный мир: Oculus Rift, HTC Vive, Sony VR и самый экономный вариант – Google Cardboard).
Цифровые платформы
В Gartner утверждают, что новые технологии требуют кардинального пересмотра основ привычных нам способов работы с данными. Чтобы обеспечить «безболезненный» переход от разделенной технологической инфраструктуры к новому бизнес укладу требуются совершенно новые цифровые платформы, которые бы смогли сформировать мост между пользователями и современными технологиями, о которых мы говорили выше. Многие энтузиасты уже сегодня работают в этом направлении, разрабатывая решения на грани фантастики: блокчейн, оцифровка сознания, краевые и облачные вычисления, нейроморфная инженерия и т.д.
В статье использованы материалы из Википедии, Gartner.com, Solutionsreview.com